Слова. Слова существуют в словаре, их так много. Зоопарк слов. Капкан. Как собрать их? Играя в игры сопоставления слов, складывать деревянные фигурки, которые не хотят вставать на места и разваливаются. В голове часто есть образы, картинки. А слов нет, они застыли. Холодные, как обветренный кусок остывшей говядины, рядом друг с другом они бессвязны и сухи. “Ты можешь писать”, говорит базовый курс прозы Майи Кучерской. Даже неидеально, не бойся. Ставь слова в ряд, они зазвучат. Базовый курс достает слова из головы и подсказывает, как им зазвучать так, чтобы можно было говорить более уверено, на разный спектр тем. Начало, середина, конец. Ставь сюда. Это не просто. Думаешь над упражнениями. Что ты вынесешь – зависит от тебя. Добрая поддержка. Точные замечания. Тебе помогают сделать шаг так, что оступаться не страшно. Как долговязая девчонка, которая путается в ногах, и ее подхватят. Слова в ответ. Слова в ответ – самое дорогое. Рецензентки великие мастера, которые видят тексты в рентгене. Вот его скелет, структура. Здесь он немного болен, нужно выправить косточку. Чтение монстроватых созданий и выправление их костей, врачевание. Лечение мяса и шерсти. Рецензенткам видимо все в рамках маленького текстового создания. Создание живет в контексте. Рецензентки говорят про него сразу. Огромный мир, в котором живет текстовое создание, сложен и многогранен. В ответ рецензентки подарят тебе ключ к тому, чтобы твое существо было более здоровым и живым и когда-то научилось бегать по залитому солнцем больничному двору самостоятельно. А потом и за его пределами. А пока я долговязая подростка, у которой заплетаются ноги. Поддержите меня. Я училась в группе Евгении Лисицыной и Наталии Ким. Большее время было работой с Наталией. Как внимательно она читала мои тексты, мы обсуждали мир этих текстов, пытались сделать лучше. Наталия подарила мне много важных слов, важных советов, дорог в будущее. Думаю, что каждому начинающему автору нужен фидбек – и на курсе он очень чуткий. Мне показали, как можно выстраивать работу над текстом, к чему стремиться в будущем. Как в будущем смогут функционировать тексты. В конце курса рецензию на текст давала вторая мастер, Екатерина Иванова. Вебинар с ней в конце курса подвел итоги проделанной работы и подарил еще много мыслей о создании историй. В чем-то это взаимодействие потрясло меня еще раз. Мой курс пришелся на страшное время. Многим студентам было тяжело продолжать обучение, поэтому коммуникация на платформе была разреженной — силы поговорить с сокурсниками оставались у немногих. Спасибо сокурсникам, с которыми удалось обменяться словами на платформе. В первые дни (а курс начался в феврале) меня смущали комментарии под заданиями. Мне показалось, что в первые недели было бы неплохо добавить видеоурок о том, как писать комментарии сокурсникам, как критиковать, как говорить о чужих текстах. Думаю, что это было бы очень ценное видео, мне было искренне неловко. А потом комментарии кончились, потому что вокруг началась тьма. Многие сокурсники замечали, что в текстах, опубликованных на сайте cws, много опечаток. Думаю, кто-то из новых студентов не отказался бы вычитать рассказы, представленные для самостоятельного прочтения, и указать места, которые нужно исправить. Все-таки курсы проходит большое количество человек. Для меня самое дорогое в курсе — полученные знания, отработка приемов, взаимодействие с мастером. Это научило меня многому.